воскресенье, 1 марта 2020 г.

Почему Ташекнтский завод грампластинок назвали именем М.Т.Ташмухамедова



Заводы-изготовители виниловых пластинок в СССР. Виниловые пластинки, Мелодия, Длиннопост



Заводы-изготовители виниловых пластинок в СССР. Виниловые пластинки, Мелодия, Длиннопост


"Ташкенский завод имени М.Т.Ташмухамедова" - Ташкентский завод грампластинок основан в 1945 году на улице Грампластинок, дом 58. Производство было собрано на базе эвакуированного в 1941 году оборудования Ногинского завода. С 1957 года выпускал долгоиграющие грампластинки. В 1964 или 1965 году вошёл в состав «Мелодии», в 1969 году заводу присвоено имя певца Муллы Туйчи Ташмухамедова — пионера грамзаписи в Туркестане. В 1972 году завод освоил выпуск стереофонических грампластинок. Качество выпускаемых пластинок было плохим, культура производства на предприятии была слабой. Пластинки должным образом не остывали и они были с характерным "песком" при звучании.

Мулла Туйчи Ташмухамедов

Пишет  Виолетта Лаврова
Везде искала в честь кого назван наш знаменитый Ташк. завод грампластинок им. М. Т. Ташмухамедова.
У вас на сайте что-то не увидела…
И вот крохи, которые нашлись.
* * *
Сохранились свидетельства (в работах музыковедов Т. С. Вызго, Бахриддина Насриддинова) об открытии первой чайханы с граммофоном в старой части Ташкента в 1905 году.
Инициатива принадлежала предприимчивому человеку с широкими культурными интересами Ильхомджону Иногомджонову (1872-1938), больше известному в народе под именем Ильхома-самоварчи. Он приобрел для своей чайханы граммофон в Москве и привез его в Ташкент.
На открытие чайханы пригласили известного певца Муллу Туйчи Ташмухамедова (Туйчи-хофиза, 1868-1943).
Объявление о «чудесах гирмофона» привлекло в чайхану огромное количество людей, и прослушивание музыки вызвало у них бурную реакцию. С разъяснениями о «секретах пения» граммофона выступил Мулла Туйчи, развеяв ложные и недоверчивые представления «скептиков». После этого события увлечение жителей Туркестана граммофоном и граммофонными пластинками значительно возросло. Оба энтузиаста, — и Ильхомджон Иногомджонов, и Мулла Туйчи Ташмухамедов оказались среди пионеров «граммофонного дела» в Туркестане.
Ильхомджон, установив связи с заводом граммофонов в Варшаве и студией звукозаписи в Риге, открывает аналогичное отделение в Ташкенте и приступает к записи известных певцов того времени (по сведениям Сироджиддина Ахмада).
В свою очередь Мулла Туйчи в начале 10-х годов один за другим открывает в Ташкенте, Худжанде и Андижане магазины по продаже граммофонов и пластинок. Начинается бурная эра по записи исполнителей – певцов и инструменталистов Туркестана и Бухары, в которой активное участие принимают прибывающие в край записывающие фирмы и студии из России и стран Европы. А вместе с этим, – наступает и новая эпоха в развитии музыкальной культуры, и в более широком плане – в общественно-культурной и интеллектуальной жизни региона.
http://inieberega.ru/node/391
* * *
Мулла Туйчи Ташмухамедов
( 1868 – 1943.1.VI)
Известный узбек­ский певец, хафиз, знаток народной музыки и макомов, представитель вокального исполни­тельского искусства Ферганы и Ташкента. Герой Труда УзССР (1927).
Народный певец УзССР(1927).Родился Мулла Туйчи в 1868 г. в Ташкенте в семье кустаря-ткача. Будучи еще ребенком, Туй­чи помогал отцу в мастерской, после его смерти работал мардикером в медресе, а затем махаллинским поваром.
Окончил старую школу (1878 – 84).
Своими учителями Ташмухамедов считал из­вестных ферганских певцов Нарзихана — хафиза, Мадумара — хафиза и Абдукаххара- хафиза. Впослед­ствии он выступал вместе с ними и превосходил их в мастерстве исполнения.
Вскоре Мулла Туйчи ста­новится одним из любимых и популярных певцов Узбекистана, известным в народе под именем Туйчи-хафиз.
Приехавшие из Москвы специалисты в 1905 г. записывают в исполнении Муллы Туйчи Ташмухамедова более 20 известных произведений народной музыки, среди них:
„ Илгор «(в двух частях),
„ Янги курт ”,
„ Ауджи курт ”,
„Сувора “ (в двух частях),
„ Хисрау “ (в двух частях).
Народ называл эти записи „ Пластинки Муллы Туйчи “.
В 1912 г. в свет выходит сборник „ Армугони Хислат “ („ Пода­рок Хислата “), посвященный уже известному в то время Туйчи хафизу. Он был составлен узбекским поэтом Хислатом (1882—1945) по образцу распространенных в то время сборников — собраний стихо­творений, называемых баязами.
В этих сборниках иногда приводились названия тех народных мелодий, на которые пелись данные стихи, и тогда эти сборники приобретали значение песенников. Сборник „ Армугони Хислат», включавший произведения разных поэтов, со­держал более 100 стихотворений, преимущественно лирического содержания. Большая их часть была заимствована из репертуара Муллы Туйчи.
Составитель сбор­ника сохранил и название мело­дий, с которыми знаменитый хафиз исполнял эти стихотворения. В стихотворном предисловии к сборнику-песеннику Хислат гово­рит о глубокой выразительности исполнения и художественном мастерстве Муллы Туйчи. Если до Великой Октябрьской социалистической революции пе­вец выступал преимущественно в узком кругу, на семейных празд­нествах, то в советское время его талант и знания используются для общего дела: он участвует в концертах для широкого слушателя.
В 1923 г. Ташмухамедов с группой музыкантов принимает участие в концертном обслуживании Всероссийской сельскохозяй­ственной выставки в Москве. В эту группу входили признанные в то время узбекские артисты и музыканты: Юсуф-Кызык Шакарджанов, Абдукадыр Исмаилов, Ахмаджан Умурзаков, Тохтасын Джалилов и др.
Позже Туйчи — хафиза вызывают в Москву, где в его исполнении записывают образцы узбекского народного творчества. Начиная с 1928 г. и до конца своих дней Мулла Туйчи Ташму­хамедов работал певцом-солистом в Узбекистанском радиоко­митете.
В 1927 г. общественность Узбекистана отмечала многолетнюю исполнительскую деятельность Муллы Туйчи; певцу было присво­ено звание Героя Труда и народного певца УзССР.
В 1931 г. Мулла Туйчи вместе с известными певцами Домуллой Халимом Ибадовым и Ходжи Абдулазиз Расулевым выступает на I республиканском слете работников искусства, где ими была ис­полнена лирическая поэма на слова Навои „ Ирок “, а также несколь­ко народных песен.
Во время первой декады узбекского искусства в Москве (1937) Мулла Туйчи был приглашен во Всесоюзное ра­дио, где в его исполнении на магнитофон записывают макомы „ Ба­ет “ и „Ушшок ”.
Макомы и песни крупной формы требовали от певца професси­ональной подготовки, хороших вокальных данных, богатой музы­кальной памяти: он должен был запомнить огромное количество мелодий, ритмов и текста. Исполнение Муллы Туйчи отличалось исключительной выразительностью, четкой и ясной дикцией; его голос баритонального тембра пленял теплотой и необычайной пла­стичностью.
Туйчи-хафиз был певцом-лириком в полном смысле этого слова ; его репертуар состоял из лирических произведений „ Бает “, „Чоргох “, „Ушшок ”, „ Гиря “, „ Илгор “, „ Шахноз-Гулёр” и др. Ташмухамедов пел в сопровождении танбура или инструмен­тального ансамбля.
Концерты Туйчи хафиза с успехом проходили в Иране,Турции, Италии, Египте, Индии, Ёркенде (Кашгар — 1913).
Ташмухамедов был популярен в народе.
Простота, душевная отзывчивость привлекали к певцу массу людей ; вокруг него груп­пировались лучшие музыканты: Шаборат (певец и танбурист), Султанхан Хакимов (танбурист), Набиходжа (певец и танбурист), Абдукадыр Исмаилов (найчи), Шорахим Шоумаров (певец), Ахмад­жан Умурзаков (кушнайчи).
Он общался и с музыкантами других городов Ходжи Абдулазизом Расулевым (Самарканд), Ота-Джалалом Насыровым, Левы Бабахановым.
Туйчи хафиз имел многочисленных учеников и подражателей, среди них братья Юнус и Рихси Раджабовы, Джурахон Султанов, Имам Икрамов, Халима Насырова, Назира Ахмедова.
В исполнении Ташмухамедова В.А. Успенским записаны макомы: „Чоргох ”, „ Бает “, „ Кучабоги ”, „ Сувора “ и др.
Эти записи во­шли в сборник „Узбекская вокальная музыка “.
Имя замечательного певца Муллы Туйчи Ташмухамедова при­своено Кашка-Дарьинскому музыкально-драматическому театру.
Награжден орденом «Знак Почета» и медалями.
Место захоронения: г. Ташкент. Чиланзарский район. Кладбище «Чилонзор ота».

Мулла Туйчи Ташмухамедов 
( 1868 – 1943.1.VI)
Известный узбек­ский певец, хафиз, знаток народной музыки и макомов ,представитель вокального исполни­тельского искусства Ферганы и Ташкента.Герой Труда УзССР (1927).Народный певец УзССР(1927).Родился Мулла Туйчи в 1868 г. в Ташкенте в семье кустаря-ткача. Будучи еще ребенком, Туй­чи помогал отцу в мастерской, после его смерти работал мардикером в медресе, а затем махаллинским поваром.Окончил старую школу (1878 – 84).Своими учителями Ташмухамедов считал из­вестных ферганских певцов Нарзихана - хафиза, Мадумара - хафиза и Абдукаххара- хафиза. Впослед­ствии он выступал вместе с ними и превосходил их в мастерстве исполнения. Вскоре Мулла Туйчи ста­новится одним из любимых и популярных певцов Узбекистана, известным в народе под именем Туйчи-хафиз. Приехавшие из Москвы специалисты в 1905 г. записывают в исполнении Муллы Туйчи Ташмухамедова более 20 известных произведений народной музыки, среди них: „ Илгор "(в двух частях), „ Янги курт ”, „ Ауджи курт ”, „Сувора “ (в двух частях), „ Хисрау “ (в двух частях).Народ называл эти записи „ Пластинки Муллы Туйчи “.В 1912 г. в свет выходит сборник „ Армугони  Хислат “ („ Пода­рок Хислата “), посвященный уже известному в то время Туйчи хафизу. Он был составлен узбекским поэтом Хислатом (1882—1945) по образцу распространенных в то время сборников — собраний стихо­творений, называемых баязами. В этих сборниках иногда приводились названия тех народных мелодий, на которые пелись данные стихи, и тогда эти сборники приобретали значение песенников. Сборник „ Армугони Хислат", включавший произведения разных поэтов, со­держал более 100 стихотворений, преимущественно лирического содержания. Большая их часть была заимствована из репертуара Муллы Туйчи. Составитель сбор­ника сохранил и название мело­дий, с которыми знаменитый ха- физ исполнял эти стихотворения. В стихотворном предисловии к сборнику-песеннику Хислат гово­рит о глубокой выразительности исполнения и художественном мастерстве Муллы Туйчи. Если до Великой Октябрьской социалистической революции пе­вец выступал преимущественно в узком кругу, на семейных празд­нествах, то в советское время его талант и знания используются для общего дела: он участвует в концертах для широкого слушателя. В 1923 г. Ташмухамедов с группой музыкантов принимает участие в концертном обслуживании Всероссийской сельскохозяй­ственной выставки в Москве. В эту группу входили признанные в то время узбекские артисты и музыканты: Юсуф-Кызык Шакарджанов, Абдукадыр Исмаилов, Ахмаджан Умурзаков, Тохтасын Джалилов и др. Позже Туйчи - хафиза вызывают в Москву, где в его исполнении записывают образцы узбекского народного творчества.Начиная с 1928 г. и до конца своих дней Мулла Туйчи Ташму­хамедов работал певцом-солистом в Узбекистанском радиоко­митете.В 1927 г. общественность Узбекистана отмечала многолетнюю исполнительскую деятельность Муллы Туйчи; певцу было присво­ено звание Героя Труда и народного певца УзССР.В 1931 г. Мулла Туйчи вместе с известными певцами Домуллой Халимом Ибадовым и Ходжи Абдулазиз Расулевым выступает на I республиканском слете работников искусства, где ими была ис­полнена лирическая поэма на слова Навои „ Ирок “, а также несколь­ко народных песен. Во время первой декады узбекского искусства в Москве (1937) Мулла Туйчи был приглашен во Всесоюзное ра­дио, где в его исполнении на магнитофон записывают макомы „ Ба­ет “ и „Ушшок ”.Макомы и песни крупной формы требовали от певца професси­ональной подготовки, хороших вокальных данных, богатой музы­кальной памяти: он должен был запомнить огромное количество мелодий, ритмов и текста. Исполнение Муллы Туйчи отличалось исключительной выразительностью, четкой и ясной дикцией ; его голос баритонального тембра пленял теплотой и необычайной пла­стичностью.Туйчи-хафиз был певцом-лириком в полном смысле этого слова ; его репертуар состоял из лирических произведений „ Бает “, „Чоргох “, „Ушшок ”, „ Гиря “, „ Илгор “, „ Шахноз-Гулёр” и др. Ташмухамедов пел в сопровождении танбура или инструмен­тального ансамбля.Концерты Туйчи хафиза с успехом проходили в Иране,Турции, Италии, Египте, Индии, Ёркенде (Кашгар - 1913).Ташмухамедов был популярен в народе.Простота, душевная отзывчивость привлекали к певцу массу людей ; вокруг него груп­пировались лучшие музыканты: Шаборат (певец и танбурист), Султанхан Хакимов (танбурист), Набиходжа (певец и танбурист), Абдукадыр Исмаилов (найчи), Шорахим Шоумаров (певец), Ахмад­жан Умурзаков (кушнайчи). Он общался и с музыкантами других городов Ходжи Абдулазизом Расулевым (Самарканд), Ота-Джалалом Насыровым, Левы Бабахановым.Туйчи хафиз имел многочисленных учеников и подражателей,среди них братья Юнус и Рихси Раджабовы, Джурахон Султанов, Имам Икрамов , Халима Насырова , Назира Ахмедова. В исполнении Ташмухамедова В.А. Успенским записаны макомы: „Чоргох ”, „ Бает “, „ Кучабоги ”, „ Сувора “ и др. Эти записи во­шли в сборник „Узбекская вокальная музыка “.Имя замечательного певца Муллы Туйчи Ташмухамедова при­своено Кашка-Дарьинскому музыкально-драматическому театру.Награжден орденом «Знак Почета» и медалями. Место захоронения: г.Ташкент.Чиланзарский район.Кладбище «Чилонзор ота».
















Комментариев нет:

Отправить комментарий

21TH OF MARCH WMCJLTV PRODUCTION TRAILER